Пять важных этапов при составлении бизнес-плана

Пытаетесь написать бизнес-план, а мысли разбегаются в разные стороны? Чтобы успокоиться и сконцентрироваться, не ставьте перед собой сразу глобальных задач. Действуйте постепенно, руководствуясь здравым смыслом. Тем более, что вам придется пройти всего пять основных этапов.

Как делать бизнес-план: поэтапный разбор

О том, какими должны быть разделы в бизнес-плане, уже написано немало рекомендаций. А саму структуру очень легко найти, вбив в интернете соответствующий поисковый запрос. А мы поговорим об общих этапах, которые предстоит пройти бизнесмену:

1) Точная и адекватная оценка. Вам придется оценить имеющиеся в наличии активы и пассивы. Это можно делать как перед открытием бизнеса, так и во время его развития. Например, на начальной стадии активами могут стать ваши собственные накопления или средства партнера. А пассивами – то, что требует расходов: логистика, аренда офиса и производственных площадей, выплата зарплаты наемным сотрудникам, коммунальные платежи и т.п. Вы можете дополнительно классифицировать такие расходы на постоянные, которые вам придется нести ежемесячно, и переменные. Это упростит будущие расчеты.

2) Постановка целей. Если вы уже определились с активом и пассивом, наверняка сможете подбить разницу между ними. Подумайте, для чего вы открываете свой бизнес, зачем пишете под него бизнес-план, и чего хотите достичь в ближайшем и далеком будущем. Важно, чтобы ваши цели отвечали принципам СМАРТ, и были точно сформулированы. Зная цели, вам будет очень легко разрабатывать тактику и стратегию, проще говоря – вы увидите, какими путями и к чему идти. Например, через год войти в ТОП-5 узнаваемых брендов региона, или наработать клиентскую базу в 10 тыс человек, подписать контракты на поставку продукции с 7 торговыми сетями или увеличить оборот до энной суммы.

3) Планирование. Сложный, многогранный, и достаточно увлекательный процесс. А самое важное – поддающийся коррекции. Можно тратить прибыль до копейки, и даже залезать в кредиты, но при этом ни на шаг не продвигаться к поставленным целям. А можно оптимизировать расходы, и подумать над разумными вложениями части прибыли. Например, на ту же модернизацию либо расширение производства.

4) Реализация планов. Один из наиболее важных этапов. Некоторые эксперты советуют скопировать часть бизнес-плана с целями и расчетами, и регулярно сверяться с ним. А также вносить при необходимости правки.

5) Контроль и коррекция. Первичный вариант бизнес-плана спустя 1-2 года может показаться вам слишком наивным или потерявшим актуальность. Поэтому держите руку на пульсе, корректируйте и дополняйте его. Или можете купить бизнес-план, составленный по актуальным данным, тут vtsconsult.ru/uslugi/kupit-biznes-plan.html.